Атеизм — историческое возникновение

Античность

Ближе к атеизму, как мы его сейчас понимаем, являются взгляды Эпикура (341–270 гг. До н.э.) и его учеников. Основная цель Эпикура состояла в том, чтобы избавить людей от страха смерти и богов. Римский поэт Тит Лукреций Кар (ки 97-55 до н.э.) в учебной поэме De Rerum Natura развивает эпикурейский взгляд на мире и материалистической , атомистической философии в всеобъемлющее и систематическое описание Вселенной. По его словам, боги блаженно живут на небесах, но они независимы от мира и люди к ним безразличны, поэтому нет необходимости иметь с ними дело. Он выступает против любого поклонения богам, которое, по его мнению, причинило много зла (о чем свидетельствуют примеры из истории и мифологии.) и совершенно не нужен. По его словам, Эпикур «освободил» человечество от поклонения божествам. Эпос Лукрети согласно классическим условностям также начинается гимном о Венере. Ни Эпикур, ни Лукреций поэтому не отрицают самого существования богов, они только заявляют, что они не имеют ничего общего с человеческими жизнями, и что их мнение, следовательно, деистическое, а не атеистическое.

Однако Лукреций — как демократы или Платон до него — борется с антропоморфными богами своей культуры, будь то «подземный мир» или небесный. Хотя они бессмертные и сверхчеловеческие существа, требующие уважения и жертв , они являются частью этого мира и демонстрируют человеческие недостатки. Платон противопоставляет им одного Бога, которого он отождествляет с праведностью и добром и с которым человек связан внутренне и морально. В конце «Конституции» он напоминает миф о Страшном суде, где каждый человек должен нести ответственность за свои действия. Платон, особенно в «Законах», также подчеркивает важность религии для хорошего управления в обществе и представляет первую попытку рационального обоснования единого Бога.

Точно так же иудейский монотеизм означает фундаментальное изменение представления о Боге : Бог не является частью мира, а, напротив, является его создателем и законодателем. Его нельзя узнать напрямую, а можно знать только его работу, которая сама по себе не священна. Однако сам Бог обращается к человеку через свое Откровение, которое не дает информации, но определяет, какова его миссия, как он должен и не должен жить. Следовательно, иудаизм запрещает изображать и называть Бога, а в некоторых местах Библия даже ставит под вопрос жертвоприношения. Бог, как Создатель и законодатель, таким образом дает миру общий смысл и человеческую жизнь миссии и надежду на будущее в форме Мессии.. Только это создает возможность религиозной веры как ожиданий и надежд, совершенно непонятных для более старых религий.

Однако эта концепция, которую было очень трудно реализовать, захватила христианство , добавив к нему веру в то, что в Иисусе как Христе Бог сам стал человеком и, таким образом, исполнил обещание Мессии — хотя и не так, как ожидали современники. Этот компонент христианства был отвергнут евреями, а затем и мусульманами, и в результате спора с христианством возникла новая форма атеизма, сосредоточенная на парадоксах христианского учения, жизни Иисуса и чудесах.

Средневековый

Радикальный атеизм, направленный против богооткровенной религии и основанный на разумной интерпретации мира Аристотелем , впервые появился в IX веке персидскими учеными под влиянием греческой философии ( Ибн ар-Раванди , Ар и т.д.). Вероятно, они действовали на Западе, поэтому Ансельм Кентерберийский привел рациональный аргумент, позже названный онтологическим свидетельством , и защитил его от возражений монаха Гаунилона. В 13 веке Фома Аквинский отверг этот аргумент и дал себе пять «способов» рационального оправдания веры в Бога. В 14 веке философия отделилась от теологии и начал искать рациональную интерпретацию мира на аристотелевской основе ( Уильям Оккам , Жан Буридан ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Padarunak.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: