Атеизм (от греческого a, а отрицательная приставка + , Теос бог), безбожие , жизнь без Бога или богов, как правило , понимается в широком смысле , как отсутствие веры в Бога или духовное существо нематериальное, не от мира сего природы или сущности.
Это также может означать явное отрицание Бога или отказ от религии , от непризнания пассивного, терпимого к активному, воинствующему или антитеизму . Затем он часто противопоставляет себя определенной преобладающей идее о Боге в данной культуре и определенной форме религии. Поэтому он может иметь иное содержание в среде культовой религии «языческих» обществ, чем в среде монотеистических религий с их более или менее внутренними и личными отношениями с единым Богом. Таким образом, атеизм — это широкое понятие, сторонники которого не принимаются религией, но в других отношениях у них может не быть много общего.
Виды атеизма
Атеизм можно разделить в зависимости от доминирующего взгляда на проблему и способа аргументации.
Естественное — человек вообще не имеет представления о Боге, он не знает этого понятия; По мнению некоторых этнологов, атеизм (неверие в Бога) был первичным в человеческом обществе.
Практический атеизм: человек живет так, как будто богов / бога нет; Таким образом, можно назвать атеистом человека, который, хотя и признает существование Бога, в своем образе жизни отрицает его существование.
Относительный атеизм — неверующие объявлены атеистами. Это отрицание установленной религии приверженцами другой религии или философии, которых затем называют атеистами; эта классификация могла бы включать, например, евреев или первых христиан, позже, наоборот, христиане называли язычников атеистами.
Пассивный (также «толерантный» и др.) Атеизм, оценивающий только собственную веру и отношение к догмам. Также называется слабым или ненадежным атеизмом .
Явный (также сильный , явный или позитивный ) атеизм определяется активным отрицанием существования богов и религии в целом. Верующие считают его по крайней мере так же трудно доказать, как религию. Его сторонники принадлежат к разным идеологическим направлениям, таким как
Антропоцентрический атеизм, который считает, что боги — всего лишь продукт человеческого разума.
Позитивизм , сосредотачиваясь на определенном знании, на точном описании и логической интерпретации реальности, отвергает религию с ее акцентом на вере как на непроверяемой и недокументированной, непроверенной и, следовательно, лишенной научного значения ( Бертран Рассел , Рудольф Карнап ).
Гуманистический атеизм, который рассматривает религию как угрозу или ограничение человеческой свободы и суверенитета ( Фридрих Ницше , Макс Штирнер , Жан-Поль Сартр ). Он пытается освободить человека от веры в Бога, во имя которой, по его словам, было совершено много зла.
Моральный атеизм отвергает религиозную мораль как нетерпимую, лицемерную или эгоистичную и утверждает как проблему зла ( теодикия ), обвиняя Всемогущего Бога в признании страданий невиновных, так и историческую практику особенно христианских церквей и ислама ( Free Thought , Ричард Докинз ) или обнаружение себя в религии и жестокие книги жестокости, такие как драконовские наказания за сегодняшние банальные преступления.
Секуляризм , социальный атеизм, соотв. политическое исключает религии и церкви из общественной жизни, потому что религиозные споры угрожают социальному миру и вносят «слишком сильные связи» в политику ( Марсель Гоше , Никлас Луман ).
Антитеизм , революционный атеизм , «воинствующий атеизм» активно или даже воинственно направлен против религиозных организаций, церквей, обычно потому, что они видят в них столпы установленного социального порядка и препятствия на пути революционных, радикальных изменений ( анархизм , Карл Маркс ).
Апатия относится к апатии в вопросе о существовании Бога.
Совершенно иное представление об атеизме существует среди греческих поэтов, которые описывали атеизм как состояние безумия, вызванное отказом от богов.